Валькирия (valkiriarf) wrote,
Валькирия
valkiriarf

Categories:

Готовится могила для здравоохранения

НМО – фокус на улучшение результатов лечения пациентов
Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!
Сунь Цзы, предположительно V век до н. э.

Это изречение древнекитайского полководца полуторатысячелетней давности никогда не потеряет актуальности. Особенно актуально это для медицины, потому что от знаний и умений врача зависят здоровье, а зачастую и жизнь пациента. А для того, чтобы эти знания и умения были на высоком уровне и отвечали запросам времени, нужна эффективная система образования. Минздрав России уделяет повышенное внимание данному вопросу.


В конце этого года стартует пилотный проект по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО). Цель проекта – апробировать новую модель повышения квалификации медицинских работников, сделать ее более современной, гибкой и удобной для врачей, и самое главное — отвечающей актуальным запросам практического здравоохранения.

Что такое НМО в свете законов?

Непрерывное медицинское образование (сокращенно НМО) – термин, прочно входящий в жизнь медицинского сообщества.Законы, действующие в нашей стране, уже констатируют, что вся система образования должна обеспечивать его непрерывность. Так, согласно статье 10 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, под «непрерывностью» понимается образование в течение всей жизни. В статье 82 этого же закона, относящейся к медицинскому образованию, прямо написано, что профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования должны «обеспечивать непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации» работников. Это положение касается всех образовательных программ для медработников, как основных, так и дополнительных.

У основных профессиональных программ (а это обучение в вузе или ординатуре), постоянность обучения обеспечена «по умолчанию», так как эти программы непрерывны во времени. Шесть лет надо проучиться в вузе, а затем несколько лет в ординатуре для получения специальности. Дополнительная профессиональная программа переподготовки с целью получения другой специальности также «непрерывна» — от 500 до 1000 часов. Остается нерешенным серьезный вопрос: как обеспечить непрерывность и постоянность обучения уже практикующих специалистов по программам повышения квалификации (это вторая разновидность дополнительных образовательных программ)? Обучение не реже 1 раза в 5 лет, как это сегодня принято в нашей стране по программам повышения квалификации, уже не является постоянным и непрерывным.

Из этого следует, что термин «непрерывное медицинское образование» наиболее актуален для применения к программам повышения квалификации в рамках одной и той же специальности. Для полноты картины можно добавить, что за разработку типовых (или примерных) программ повышения квалификации по специальностям отвечает Минздрав России (это указано в статье 82 ранее упомянутого закона об образовании). Важный аспект — обучение по программам повышения квалификации обязательно для медицинских работников, что регламентирует статья 73 отраслевого закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». А профессиональные некоммерческие организации (или, как мы их привыкли называть, профессиональные сообщества) согласно статье 76 этого же закона могут «принимать участие в разработке программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников».

Таким образом, опираясь на действующую законодательную базу, мы можем ввести термин «непрерывное медицинское образование» и определить его как обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей профессиональной жизни. При этом программы повышения квалификации по специальностям разрабатываются Минздравом России с участием образовательных учреждений высшего и дополнительного медицинского образования, соответствующих профессиональных обществ и их объединений.

Наши коллеги за рубежом понимают под НМО практически то же самое — постоянный процесс повышения квалификации специалистов, который направлен на улучшение результатов лечения пациентов и повышение безопасности медицинской помощи. Продолжаться этот процесс должен в течение всей профессиональной жизни. Сегодня во многих странах стали применять не только термин НМО, но и «непрерывное профессиональное развитие», или НПР. При этом подразумевается, что понятие НПР несколько шире, чем НМО и включает, кроме совершенствования профессиональных знаний и умений по своей специальности, получение дополнительных компетенций, например, по управлению качеством медицинской помощи, разработке клинических рекомендаций, управлению отделением и др.

Советская система повышения квалификации кадров была одной из лучших в мире

Конечно, возникает вполне закономерный вопрос: почему сейчас вдруг потребовалось модернизировать систему повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников? Ведь с советских времен в нашей стране существует стройная система последипломного образования, с которой хорошо знакомы врачи. Один раз в пять лет каждый специалист должен пройти, как правило, 144 часа (или 1 месяц) повышения квалификации в государственных учреждениях дополнительного профессионального образования или на факультетах усовершенствования медицинских вузов. После успешного завершения обучения по такой программе и итоговой аттестации выдается свидетельство государственного образца, – а это уже гарантия получения сертификата специалиста и продолжения работы по специальности.

Обучение врачей по программам повышения квалификации в подавляющем большинстве случаев оплачивается государством (из федерального и регионального бюджетов) или работодателем (медицинской организацией), редко – за счет самого работника. При этом во время обучения, которое проходит с отрывом от работы, выплачивается заработная плата и сохраняется стаж. Эта система многие десятки лет (с 1920-1930-х годов) поддерживала высокий уровень квалификации советских, а затем и российских врачей.

Вызовы времени диктуют необходимость перемен

Но сегодня внутренние и внешние вызовы диктуют необходимость перемен. Главные внутренние вызовы – неудовлетворительное качество медицинской помощи и недовольство пациентов. Так, по данным Минздрава (отчет о реализации Программы государственных гарантий в 2011 г.) всего доля удовлетворенных качеством медицинской помощи пациентов в нашей стране – не более 36%. В этом году на июльском заседании Президиума Госсовета, посвященном повышению доступности и качества медицинской помощи в регионах, уже сам Президент Владимир Владимирович Путин привел неутешительную цифру. «Состояние отечественного здравоохранения люди оценивают исходя из личного опыта, — сказал он. — Есть и положительные, разумеется, оценки, но в целом картина непростая. Лишь 35,4 процента граждан страны удовлетворены уровнем [качеством] медицинской помощи».

Свою статистику ведет и Росздравнадзор: одна треть от всех обращений (жалоб), поступивших в это ведомство в период с 2005 по 2012 год, связаны с качеством медицинской помощи. В основном, наши граждане хотят от здравоохранения качественной медицинской помощи и уважительного отношения к себе.

Но здесь можно возразить, что мнение пациентов – это субъективный показатель. Однако, объективные показатели качества медицинской помощи тоже мало утешительны. Например, по данным ФОМС за 2012 г., доля нарушений в лечении пациентов, выявленных при экспертизе качества медицинской помощи, составляет 62%. И этот показатель на протяжении нескольких лет практически не меняется. Близкие данные получены и российским обществом патологоанатомов — доля умерших пациентов с расхождением клинического и патологоанатомического диагнозов в первичном звене здравоохранения составляет 30–40%.

Проще говоря, в РФ как минимум в каждом третьем случае лечения пациентов в той или иной степени присутствует брак в работе врачей! Кроме того, сравнение объективных показателей качества и безопасности медицинской помощи показывает, что в нашей стране они значительно хуже, чем в развитых странах. Так, показатель внутрибольничной летальности пациентов с инфарктом миокарда в РФ в 2-3 раза выше, чем в странах Евросоюза в среднем (соответственно 18% и 5%), инфекционные осложнения в стационарах в 2 раза выше (соответственно 8% и 4%). Конечно, тому есть и организационные причины, но главное – это квалификация врачей. Такая ситуация требует немедленного исправления!

Следующий внутренний вызов – это дефицит медицинских кадров. Сегодня система здравоохранения функционирует на пределе. Низкие оплаты труда медицинских работников за последние 15-20 лет, а также зачастую неуважение к их труду со стороны общества, в итоге, сделали свое дело. Так, вплоть до 2012 г. заработная плата врачей и профессорско-преподавательского состава вузов была ниже, чем в среднем в экономике страны. Это главная причина дефицита кадров в государственной системе здравоохранения. Не хватает врачей-терапевтов и врачей-педиатров участковых, врачей лаборантов, врачей-рентгенологов, фтизиатров, патологоанатомов; а в вузах – если на пенсию уйдет поколение 70-летних, то многие кафедры просто опустеют. Такая ситуация с кадрами в медицинских учреждениях и в вузах естественно не способствует повышению качества медицинской помощи и качества преподавания.

Третья проблема – это перегруженность врачей. С одной стороны — их нехватка, а с другой – увеличение потока больных. Общая заболеваемость в расчете на 100 тыс. населения с 1990 по 2012 год в РФ выросла на 50%. Чтобы обслужить всех пациентов, врачи вынуждены работать более интенсивно — на 1,5 и более ставки. В такой ситуации работодатели, особенно в малых городах и сельской местности очень неохотно отпускают врачей на месяц учебы даже в соседний город, не говоря уже о другом регионе. Ведь сразу встает вопрос: кто будет лечить пациентов?

К перечисленным проблемам необходимо добавить, что за последние 20 лет серьезно повысились требования к уровню квалификации врача, а значит, и к системе его образования. Современный врач, в отличие от его коллеги четверть века тому назад, должен владеть новыми сложными диагностическими и лечебными технологиями, которые зачастую хоть и высокоэффективны, но не безопасны для пациента. Он должен разбираться в показаниях и противопоказаниях к их применению, правильно оценить возможные риски. Только представьте, с каким объемом информации врачу приходится сталкиваться: одних лекарственных средств в России зарегистрировано более 16 тыс. наименований! Вдобавок к этому ежегодно Росздравнадзор регистрирует около 3 тыс. новых медицинских изделий, приборов и аппаратов; в медицинские учреждения только за последние 2 года поставлено более 280 тыс. единиц сложного высокотехнологичного оборудования.

Все вышеперечисленное (недовольство пациентов; неудовлетворительное качество медицинской помощи в сочетании с дефицитом врачей и усложнением медицинских технологий) означает, что существующая система повышения квалификации медицинских работников в стране дает сбои и требует серьезной модернизации.

Предпосылки внедрения нмо

Но есть и хорошие новости – это наличие серьезных предпосылок для эффективной модернизации системы последипломного медицинского образования. Во-первых, это готовность и желание профессиональных медицинских обществ по специальностям активно заниматься образованием и повышением квалификации медицинских работников. Эти общества, возглавляемые ведущими специалистами страны – А.А. Барановым, В.Т. Ивашкиным, Н.А. Мухиным, Е.Л. Насоновым, В.И. Покровским, А.Г. Чучалиным, Н.Д. Ющуком и др., сделали самое главное – подготовили контент, или содержание того, что должны знать врачи по своей специальности. За последние 5 лет общества разработали и постоянно обновляют клинические рекомендации и Национальные руководства по более чем 50 специальностям, издают образовательные журналы, подготовили электронный информационно-образовательный портал для обучения врачей «Консультант врача», где размещены основанные на доказательной медицине современные информационно-образовательные ресурсы. В настоящее время начата работа по разработке мультимедийных электронных образовательных модулей. Врач, обучаясь по такому модулю, сможет не только услышать лектора, но и увидеть, как происходят патологические процессы в организме, проследить ход операции, ответить на тестовые вопросы, чтобы оценить, правильно ли он усвоил материал. Отработка практических навыков возможна путем освоения врачом программ симуляционного обучения, обучения в виртуальной клинике и работе с экспериментальными животными. Можно с уверенностью сказать, что в здравоохранении по сравнению с другими отраслями экономики, профессиональные общества живы и ведут активную работу, что значительно облегчит внедрение программ НМО.

Во-вторых, это активное внедрение в отрасли современных информационных технологий, что позволит реализовать обучение медицинских работников на новом технологическом уровне. Например, только за 2012 год в медицинские организации страны поставлено более 286 тыс. единиц компьютерной техники, количество локальных медицинских сетей выросло в 3,5 раза. Министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова заявила, что к декабрю 2013 г. до 25% рабочих мест врачей первичного звена будут полностью компьютеризированы с выходом в Интернет.

Дело осталось только за нормативной базой и решением руководства. И такое решение пришло.

Указы президента – в жизнь

7 мая 2012 г. буквально на второй день после инаугурации Президент РФ подписал важнейшие для отрасли Указы № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Главное в этих указах то, что в них поставлена четкая цель по улучшению здоровья населения: увеличить к 2018 г. ожидаемую продолжительность жизни российских граждан с нынешних 70-ти до 74-х лет. Учитывая, что сегодня более 80% причин смертей в РФ предотвратимы методами профилактики и своевременного лечения, то во многом эта задача ляжет на плечи здравоохранения, а значит, и медицинских работников. Поэтому важно, что в этих же указах обозначены и основные направления достижения этой цели, а именно: увеличение ежемесячной оплаты труда врачей в 2 раза, а средних медицинских работников — до уровня средней зарплаты в регионе; решение вопросов по лекарственному обеспечению населения, развитие профилактического направления в медицине и др. Особый акцент сделан на необходимости разработки и реализации в каждом субъекте РФ программ по повышению квалификации медицинских кадров, проведению их аттестации и поэтапному устранению дефицита кадров.

Для реализации поставленных в указах задач были подготовлены соответствующие документы, в том числе — распоряжения Правительства № 2511-р от 24 декабря 2012 г. и № 614-р от 15 апреля 2013 г., которыми соответственно были утверждены государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» и Комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года.

На июльском заседании Президиума Госсовета Владимир Владимирович Путин вновь вернулся к теме подготовки медицинских кадров, повышения их квалификации, подчеркнув, что медицина – это не сфера обслуживания в виде медицинских услуг, а искусство врачевания. А губернатор Астраханской области Александр Александрович Жилкин, возглавляющий рабочую группу по подготовке заседания Президиума Госсовета, в числе наиболее актуальных проблем обозначил недостаточный уровень подготовки медицинских кадров. "Сегодня практика такая, что они [врачи] раз в пять лет должны отрываться от производства на [несколько недель]. Мы считаем, что это не совсем эффективно", — отметил Жилкин. И предложил разработать и внедрить систему непрерывного профессионального образования медицинских работников с накопительным принципом обучения.

Таким образом, начиная с 2012 года, идет формирование важнейших нормативных документов для обеспечения конструктивных перемен в области здравоохранения в целом и медицинского образования в частности.

Повышение квалификации кадров на особом контроле у министра

Министр здравоохранения В.И. Скворцова неоднократно подчеркивала, что развитие здравоохранения невозможно без высококвалифицированных кадров, и что «качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медицинских работников». При этом она указывала, что модернизация медицинского образования должна проходить с внедрением инновационных технологий – дистанционных, симуляционных, электронного обучения.

Важным шагом в реализации подпрограммы №7 «Развитие кадрового потенциала» «Программы развития здравоохранения» стало создание Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (Приказ Минздрава № 82 от 18 февраля 2013 года). Контроль над деятельностью этого Совета осуществляет лично министр Вероника Игоревна Скворцова, а возглавляют его заместитель министра здравоохранения Игорь Николаевич Каграманян и президент Национальной медицинской палаты Леонид Михайлович Рошаль. В составе Совета более 40 членов — представители Минздрава России, руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, специалисты в области отечественной медицинской науки и образования. Среди них Евгений Иванович Гусев (председатель правления Всероссийского общества неврологов), Игорь Николаевич. Денисов (президент Ассоциации врачей общей практики), Геннадий Петрович Котельников (председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов), Игорь Вениаминович Маев (директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России), Анатолий Иванович Мартынов (президент Российского научного медицинского общества терапевтов), Александр Григорьевич Чучалин (председатель правления Российского респираторного общества), Лариса Константиновна Мошетова (ректор Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО), Николай Дмитриевич Ющук (президент Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова) и другие.

Перед Координационным советом стоит серьезная задача — модернизировать систему повышения квалификации российских врачей, сделать ее по-настоящему непрерывной, инновационной, гибкой и отвечающей запросам практического здравоохранения. Совету предстоит разработать нормативную базу НМО, требования к программам повышения квалификации, образовательным материалам и мероприятиям, порядок внедрения НМО. Но работа идет не с нуля.

Фундамент для работы координационного совета заложен

Национальная медицинская палата (НМП) во главе с Л.М. Рошалем занимается развитием НМО с момента своей организации в апреле 2010 года. Палата предложила ввести в России, частично взамен очному, дистанционное персонифицированное контролируемое современное последипломное образование. Была задумка сделать его бесплатным и необременительным для врачей, чтобы облегчить доступ к знаниям. В палате сразу же был создан специальный комитет по развитию НМО, и за два последних года разработаны проекты документов, проведены две международные конференции по развитию медицинского образования в РФ. Наряду с российскими специалистами по последипломному образованию активное участие в работе конференций приняли зарубежные коллеги: вице-президент Европейского союза медицинских специалистов (UEMS) Златко Фрас, президент Ассоциации по медобразованию в Европе (AMEE) Мадалена Патрисио, вице-президент Национального совета медицинских экзаменаторов (NBME) Агата Батлер, руководство Всемирной федерации по медицинскому образованию (WFME) и пр. Опыт этих организаций во-многом помог подготовить проект Концепции развития НМО.

Следует отметить, что сегодня страны Евросоюза имеют единые требования к процессу повышения квалификации врачей. Так, наши коллеги за рубежом должны набрать не менее 250 часов (кредитов) образовательной активности за 5 лет, из них ежегодно — около 50 часов. Это посещение семинаров, конференций, самостоятельное обучение, обучение в симуляционных центрах, участие в мероприятиях по повышению качества медицинской помощи на рабочем месте и др. При этом все образовательные мероприятия и материалы должны удовлетворять установленному набору требований. К тому же в странах ЕС и США активную роль в повышении квалификации врачей играют профессиональные общества по специальностям. Контроль качества обучения по программам осуществляют государство и объединения профессиональных обществ, а образовательные мероприятия проводят на равных как образовательные учреждения, так и сами общества, а также другие аккредитованные организации.

Говоря о приоритетах развития НМО в России, Леонид Михайлович Рошаль подчеркнул, что им должны быть охвачены, в первую очередь, врачи первичного звена, прежде всего – участковые педиатры, участковые терапевты и другие специалисты. По его мнению, должна быть мотивация и у самих врачей к обучению, чтобы «дополнительная нагрузка не была им в тягость. Для этого часть обучения надо организовать дистанционно и в удобное для врачей время. Необходимо также, чтобы обучение для всех врачей оставалось бесплатным».

В итоге, благодаря совместной активной работе НМП и Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию, возглавляемого ректором Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Петром Витальевичем Глыбочко, был разработан проект Концепции непрерывного профессионального медицинского и фармацевтического образования. Этот документ был представлен П.В. Глыбочко на общем собрании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России в Санкт-Петербурге в феврале 2013 года и был одобрен этим Советом. +ВЫНОС

Таким образом, еще перед началом работы Координационного совета Минздрава по НМО на основе российского и международного опыта был заложен фундамент формирования системы НМО и сформулированы основные принципы его развития.

Не разрушать, а вместе строить

Какие принципы будут заложены в основу развития НМО в РФ? Главный принцип – НМО будет построено на основании партнёрства государственных образовательных учреждений (ГОУ) и профессиональных обществ, а существующая система последипломного образования будет не только сохранена, но и будет развиваться. ГОУ и общества будут совместно разрабатывать образовательные Программы для медицинских работников с тем, чтобы темы взаимодополняли друг друга и не дублировались, а требования к образовательным материалам и мероприятиям были едины. Общее количество часов за 5 лет планируется увеличить до 250 ч с учётом того, что в обучении будут учитываться такие новые виды образовательной активности, как посещение конференций и семинаров, проводимых обществами; самостоятельное обучение; активная деятельность, направленная на улучшение качества медицинской помощи и пр.

Принцип непрерывности образования будет реализован путем равномерного распределения модулей (блоков) Программы по годам. Напомним, что ранее и вплоть до настоящего времени в большинстве случаев врач проходил положенные часы обучения за 1 раз на 5-й год, подгоняемый необходимостью продлевать сертификат специалиста.

Важным принципом станет установление обратной связи с региональными органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья с целью приближения содержания образовательных программ к актуальным потребностям здравоохранения соответствующего региона. Акцент должен быть сделан на снижении наиболее частых причин смертности, заболеваемости, врачебных ошибок. Качество образовательных мероприятий и материалов будет обеспечено путем установления требований к ним и контроля над их соблюдением, в том числе, путем проведения общественно-профессиональной аккредитации в соответствии с законом «Об образовании в РФ».

Обучение будет персонифицировано, а это означает, что каждый работник будет самостоятельно составлять свой индивидуальный план развития на предстоящий год, выбирая из Программы наиболее значимые для него темы. Учет образовательной активности будет происходить в часах, или кредитах (1 ч, как правило, равен 1 кредиту). Вся информация, накопленная работником за 5 лет, будет отражаться в его персональном отчете об исполнении индивидуального плана развития. Этот отчет, благодаря информационным технологиям, будет создан не только на бумаге, но и в сети Интернет. Для этого будет подготовлен специальный портал SovetNMO.ru.

Ключевым моментом развития НМО станет не только возможность получать обучение дискретными (прерывистыми циклами) в ГОУ, но и по месту проживания путем внедрения дистанционных технологий. Самостоятельное обучение также будет учитываться – это и чтение обязательной литературы, журналов, прохождение электронного обучения. Все это позволит оптимально использовать время врача и проводить обучение в удобное для него время и по месту проживания.

Однако прежде, чем внедрять НМО по всей стране, Координационным советом принято решение о проведении пилотного проекта в нескольких регионах, что позволит детально отработать механизмы и возможные риски повсеместной реализации НМО.

Готовность к старту — до ноября 2013 года

По планам пилотный проект стартует в конце 2013 года. Все четыре его активных участника: общества, ГОУ, регионы и сами врачи — равноправны.

Профессиональных обществ всего 14, среди них – Российское общество терапевтов, Cоюз педиатров России, Российское общество урологов, Российское общество организаторов здравоохранения, Стоматологическая ассоциация России и др. Регионов – до девяти: Москва, Кемеровская и Липецкая области, Хабаровский край и другие. ГОУ представлены РМАПО, Первым МГМУ им. И.М.Сеченова и вузами в пилотных регионах.

И, наконец, сами врачи, ради которых и задуман весь проект. В пилоте на добровольной основе будет предложено участвовать врачам, которым необходимо будет продлить сертификат специалиста в конце 2014 и начале 2015 года. В первую очередь, это будут врачи первичного звена и организаторы здравоохранения.

До начала проекта ГОУ и профессиональные общества должны будут разработать образовательные программы; регионы – сформировать списки врачей, обеспечить материально-техническое сопровождение проекта, оснастить рабочие места компьютерами, выходом в Интернет и доступом к электронным информационно-образовательным ресурсам. Координационному совету Минздрава России до старта необходимо будет разработать нормативно-правовую базу проекта и информационный портал, на котором будут размещены программы, а затем и индивидуальные планы развития врачей, а также провести обучение и разъяснительную работу в регионах. Работы до начала еще много, но у участников проекта есть и желание интенсивно работать, и уверенность в успехе.

Что думают об НМО сами врачи

Несомненно, проект должен быть не просто принят, но и одобрен самими врачами. И здесь очень важна обратная связь, поэтому на специальном портале SovetNMO.ru будет организован форум, и участникам проекта будет предоставлена возможность дать отзывы, задать вопросы. А пока, до старта мнения врачебного сообщества разные: у кого-то из врачей есть сомнения, а кто-то наоборот давно ждет перемен и возможности повышать квалификацию по-новому. Так, например, врач из Воронежской области беспокоится, а найдут ли они время повышать квалификацию по дополнительным часам: «План-то по выполнению посещений никто с участкового не снимет». Поэтому работодателю необходимо будет предусмотреть специальное время на учебу работника и по месту работы, так как это сегодня уже реализовано за рубежом, и когда-то было у нас в советское время. Представители старшего поколения российских врачей, наверное, хорошо помнят «библиотечный день» один раз в месяц.

Работодателю важно понимать, что подготовленный специалист – это гарантия качества медицинской помощи в учреждении, а для этого врачу необходимо создать условия. Тем более, что «удовлетворенность пациента качеством оказанной медицинской помощи» является одним из критериев оценки эффективности деятельности медицинских учреждений и в ближайшем будущем, наряду с другими показателями, будет влиять на уровень оплаты труда и руководителей, и работников.

Другой практикующий врач на одном из профессиональных врачебных форумов предлагает: «Хорошо, если эти усовершенствования каждые 5 лет можно будет проходить он-лайн без отрыва от производства и быть участниками лекций, на которые нас сейчас не отпускают с работы».

Перемены в образовании нужны, это ясно всем. Все, кто работает в отрасли, понимают, что результаты лечения пациентов необходимо улучшать, и что показатели качества и безопасности медицинской помощи в нашей стране не должны уступать среднеевропейским. Только тогда можно получить реальное удовлетворение от работы и вернуть доверие пациентов.

Если, как говорят врачи, все пойдет по плану, то по уровню внедрения инноваций в системе повышения квалификации кадров здравоохранение окажется впереди других, более обеспеченных отраслей экономики России.
источник
Tags: здравозахоронение, сперто в сети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments