Валькирия (valkiriarf) wrote,
Валькирия
valkiriarf

Categories:

Павел Бранд О конфликте формы и содержания...


Недавний конфликт Елены Васильевны Малышевой и остеопатов на самом деле ни что иное, как конфликт формы и содержания.

По форме остеопатия - медицинская специальность, а по содержанию..ммм


Это неуникальная ситуация. Приведу пример:

Представьте себе, что Группа товарищей пролоббировала включение астрологии в перечень научных дисциплин. Появились официальные сертифицированные астрологи, которые создали реестр правильных астрологов и объявили всех астрологов, не входящих в этот реестр, шарлатанами.

Представили?

Так вот, по форме астрология в таком случае будет вполне себе наукой, а по содержанию, как была шарлатанством, так шарлатанством и останется. При чем вся, а не только та, что не включена в реестр.

Ничего не напоминает?😜

Да, предупреждая, возможные инсинуации на тему «А мне остеопат помог/гороскоп совпал, значит не шарлатанство!» 👇

Эксперимент Форера

Данный эффект также называют эффектом Форера, по имени психолога Бертрама Форера (англ. Bertram R. Forer), который в 1948 году провёл психологический эксперимент, в котором показал действие этого эффекта. Он дал своим студентам специальный тест, чтобы по его результатам провести анализ их личностей. Однако вместо настоящей индивидуальной характеристики он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности, — средней оценкой было 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён сотни раз независимыми исследователями.
В одном из исследований, изучавшем влияние этого эффекта, студенты получали оценку своей личности по MMPI и исследователи оценили их ответы. Исследователи составили точные оценки личностей студентов, но дали студентам как точную оценку, так и оценку, использующую поддельные обобщенные описания. Затем студентов попросили выбрать, какую оценку они считают своей. Более половины студентов (59 %) выбрали поддельную оценку.

Описание, которое давал студентам Форер:

«Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность». (Forer, 1949)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments